2019 © Все права защищены
Хронология изменений
В данном разделе представлен обзор последних опубликованных нормативных правовых актов, касающихся ключевых изменений в законодательстве РФ в части регулирования отрасли возобновляемой и водородной энергетики, а также углеродного регулирования.
Июнь 2022
Цель – изменение порядка установления платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации к электрическим сетям.

Внесены изменения в:

- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, утв. ПП РФ от 27 декабря 2004 г. № 861;

- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178;

- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. ПП РФ от 4 мая 2012 г. № 442:

  • Уточняются правила определения платы за технологическое присоединение (далее – ТП) энергопринимающих устройств:

  • В случае ТП объектов микрогенерации (3-ья категории надежности, 0,4 кВ и ниже, расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети – не более 300 м в городах и ПГТ и не более 500 м в сельской местности), плата за ТП определяется в размере не более 10000 рублей за кВт и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г. В отношении льготной категории граждан – 1000 руб. за кВт

  • При желании заявители могут воспользоваться рассрочкой платежа за ТП, за предоставление которой выплачиваются проценты сетевой организации.

При ТП устройств мощностью не более 150 кВт с 1 января 2023 г. для заявителей – юрлиц или ИП – в плату за ТП включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства (с 1 июля 2022 г. по 31 дек. 2022 г. – не более 50% указанной величины). При определенных условиях в состав платы за ТП не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства.
Цель – расширение перечня технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК).

Внесены изменения в перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения СПИК, утв. РП РФ № 3143-р:
В перечень включен ряд новых технологий, в частности технологии производства анодных и катодных материалов для литий-ионных аккумуляторов. Срок, по истечении которого технология утрачивает актуальность – 31 декабря 2050 г.
Уточняется, что потенциал производства оценивается на высоком уровне. Активные анодные и катодные материалы порошки будут соответствовать лучшим мировым аналогам, что обеспечит их конкурентоспособность.
Цель – внесение изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике".

Уточнен понятийный аппарат: Единая энергетическая система России, оперативно-технологическое управление, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; введены понятия: располагаемая мощность, качество электрической энергии и др.
В рамках системы перспективного развития электроэнергетики проектирование развития электроэнергетических систем с 1 января 2023 года осуществляется системным оператором. С 1 января 2024 года централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России, а также технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем будет осуществлять единолично системный оператор.
Цель – отмена проведения в 2022 году конкурсных отборов проектов ВИЭ-генерации на оптовом рынке электрической энергии и мощности и на розничных рынках электроэнергии.

Внесены изменения в:
- Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утв. ПП РФ от 17 октября 2009 г. № 823:
  • В 2022 году отборы проектов строительства генерирующих объектов ВИЭ на розничных рынках электроэнергии отменены. При этом объявленные, но не завершенные отборы проектов продолжаются, если органы исполнительной власти субъекта РФ не приняли решения об отмене соответствующей конкурсной процедуры. Итоги завершенных в 2022 году отборов проектов пересмотру и корректировке не подлежат.
- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. ПП РФ
от 27 декабря 2010 г. № 1172:
  • В 2022 году отбор проектов в рамках ДПМ ВИЭ не проводится.
  • В 2023 году отбор проектов в рамках ДПМ ВИЭ должен завершаться не позднее 1 мая (стандартные сроки – не позднее 30 июня календарного года проведения отбора проектов).
Дата окончания срока подачи заявок на участие в отборе проектов, проводимом в 2023 году, не может наступить позднее 10 апреля (стандартные сроки – не позднее 10 июня).
Май 2022
Цель – утверждение формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц.

Определены понятия, используемые в договоре на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц, обозначены предмет и порядок действия договора, порядок оказания услуг и др.
Согласно утвержденной форме, указанный договор включает в себя, в частности, положения о правах и обязанностях сторон, стоимости услуг и ответственности сторон, о порядке проведения операций по счету в реестре и др. Операции по счету в реестре углеродных единиц, связанные с осуществлением сделок с углеродными единицами, осуществляются на основании реестра договоров.
Цель – определение особенностей регулирования отношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности в условиях санкций.

Внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. ПП РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172:

  • До 31 декабря 2022 г. включительно отобранным инвестиционным проектам ДПМ ВИЭ предоставлено право на нештрафуемую отсрочку начала периода поставки мощности на более позднюю дату, но не более чем на 24 месяца (для СЭС, ВЭС) или 30 месяцев (для мГЭС). При этом период поставки мощности по договору на период отсрочки не уменьшается (сохраняется 15 лет).
  • Штраф не начисляется и не уплачивается в следующие расчетные периоды:
- с 1 апреля 2022 г. и до истечения 24 месяцев с даты начала поставки мощности – для СЭС и ВЭС;
- с 1 апреля 2022 г. и до истечения 30 месяцев с даты начала поставки мощности – для мГЭС, за исключением объектов, отобранных не позднее 1 января 2017 г.;
- с 1 апреля 2022 г. и до 31 марта 2023 г. включительно – для мГЭС, отобранных не позднее 1 января 2017 г.
Цель – определение порядка отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам и порядка представления отчета о реализации климатического проекта.

Установлено, что предметом процедуры отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам (валидация проекта) являются сведения о проекте, планируемом (реализуемом) юридическим лицом, ИП или физическим лицом.
Валидация проекта проводится на основании договора, заключенного между органом по валидации и исполнителем проекта. После выдачи органом по валидации отчета с положительным заключением о валидации проекта исполнитель климатического проекта вправе инициировать включение сведений о планируемом (реализуемом) им климатическом проекте в реестр углеродных единиц.
Приводятся критерии отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам и форма отчета о реализации климатического проекта. Документом предусмотрены такие критерии, как:

- соответствие мероприятий проекта требованиям федерального и регионального законодательства и их осуществление в соответствии с документами национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов;
- сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения в течение срока реализации проекта и др.
Апрель 2022
Цель – регламентация порядка создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре.

Установлено, что с 1 сентября 2022 года создание и ведение реестра углеродных единиц в РФ будет осуществляться в соответствии с установленными Правительством правилами. Определено, что реестр является информационной системой, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.
Документом также установлены сведения о лице, имеющем счет в реестре, информация по счету в реестре и сведения о климатическом проекте, которые подлежат включению в реестр.
Правилами, в числе прочего, определен порядок проведения операций с углеродными единицами в указанном реестре. Такие операции проводятся оператором после заключения соответствующего договора.
Оператор обеспечивает хранение документов, являющихся основанием для проведения операций с углеродными единицами в реестре в отношении климатического проекта в течение всего периода обращения указанных углеродных единиц, а также в течение 5 лет со дня зачета (аннулирования) последней углеродной единицы такого климатического проекта.
Март 2022
Цель – определение порядка верификации результатов реализации климатических проектов для выпуска в обращение углеродных единиц, полученных в результате их реализации.

Предметом верификации является проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта.
Основанием для осуществления верификации является договор на проведение верификации, заключенный между органом по верификации и исполнителем климатического проекта или иным лицом. В случае получения положительного заключения исполнитель климатического проекта вправе инициировать выпуск в обращение углеродных единиц.
Цель – дополнительные стимулы для дальнейшего развития ВИЭ-генерации на территории России.

Утверждаются параметры: предельные величины капитальных, а также постоянных и переменных эксплуатационных затрат на период до 2035 года (ранее размеры данных величин были установлены до 2024 года) для проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству объектов ВИЭ-генерации на розничных рынках электрической энергии.
Распоряжением поручено Минэнерго осуществлять ежегодный мониторинг динамики развития ВИЭ как на оптовом рынке электрической энергии и мощности, так и на розничных рынках электрической энергии, включая микрогенерацию.
Для отбора проектов солнечной генерации в рамках ДПМ ВИЭ в 2022 году предусматривается продленный срок подачи заявок (в соответствии с п. 205(1) Правил оптового рынка).
Цель – перенос сроков проведения в 2022 году конкурсного отбора инвестиционных проектов ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Продление сроков проведения конкурсных отборов проектов ВИЭ на розничных рынках электроэнергии.

Внесены изменения в:
- Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утв. ПП РФ от 17 октября 2009 г. № 823:
  • В случае принятия решения о проведении отбора проектов ВИЭна розничных рынках уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ проводит отбор проектов в 2022 году до 30 сентября 2022 г.
  • Уточнены сроки подачи заявок в 2022 году: в случае, если решение о проведении отбора проектов принято после 1 мая 2022 г., дата окончания подачи заявок не может быть установлена ранее 9 сентября и позднее 15 сентября.
- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. ПП РФ
от 27 декабря 2010 г. № 1172:
  • Отбор проектов в рамках ДПМ ВИЭ должен завершаться в 2022 году не позднее 1 декабря (стандартные сроки – не позднее 30 июня календарного года проведения отбора проектов).
  • Дата окончания срока подачи заявок на участие в отборе проектов, проводимом в 2022 году, не может наступить позднее 10 ноября (стандартные сроки – не позднее 10 июня).
Дата начала срока подачи заявок на участие в отборе, проводимом в 2022 году, не может быть определена ранее 17 октября 2022 г.
Цель – достижение углеродной нейтральности: на территории Сахалинской области - до 31 декабря 2025 года; на территориях иных субъектов РФ, включенных в эксперимент, - в сроки, установленные путем внесения изменений в ФЗ.

Эксперимент в целях сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения будет проводиться на территории Сахалинской области с 1 сент. 2022 г. по 31 декабря 2028 г., а также на территориях иных субъектов РФ, включенных в эксперимент.
В числе задач эксперимента:
  • стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения;
  • формирование системы независимой верификации;
  • создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
Документом определены методы учета и инструменты регулирования выбросов и поглощения парниковых газов, которые будут использоваться в рамках эксперимента: в частности, квотирование выбросов парниковых газов, обязательное предоставление углеродной отчетности и ее верификация.
Декабрь 2021
Цель – урегулирование отдельных вопросов стимулирования использования генерирующих объектов ВИЭ.

Внесены изменения в:
- Постановление Правительства РФ от 03.06.2008 № 426:

  • уточнены требования к квалификации объектов, функционирующих на основе отходов производства и потребления: объем электроэнергии, выработанной на основе ВИЭ, должен быть не менее 80 % от общего объема выработки в течение 6 мес. со дня ввода, далее – не менее 95 %
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172:
  • скорректирован порядок определения размера неустойки:
  1. для отборов мГЭС, проведенных до 1 января 2021 г., введено право поставщика не позднее истечения 23-го месяца с планируемой даты начала поставки мощности повторного предоставления допобеспечения;
  2. для ДПМ ТБО увеличен до 24 мес. срок, по истечению которого поставщик признается отказавшимся от поставки мощности
- Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 № 449:
В Правилах определения цены на мощность, в частности, уточняются величины затрат в отношении объекта, функционирующего на основе использования отходов производства и потребления
Ноябрь 2021
Цель – реализация долгосрочных целей развития, в том числе: низкоуглеродная трансформация транспортного комплекса.

Приоритетными рычагами для снижения выбросов парниковых газов на внутреннем водном и морском транспорте являются, в том числе: увеличение доли альтернативного топлива (СПГ, водородное топливо, биотопливо, получаемое из ВИЭ).
В рамках снижения углеродной емкости транспортной отрасли ожидается использование ВИЭ, например, в виде солнечных панелей на кровлях и фасадах вокзалов, на автостоянках, на кровлях депо и др. зданий, на удаленных и изолированных объектах транспортной инфраструктуры.
Внедрение использования ВИЭ и технологий накопления энергии позволит экономить затраты на потребление от внешних сетей и уменьшить стоимость подключения к внешним электрическим сетям.
Цель – реализация долгосрочных целей развития, в том числе: низкоуглеродная трансформация транспортного комплекса.

Приоритетными рычагами для снижения выбросов парниковых газов на внутреннем водном и морском транспорте являются, в том числе: увеличение доли альтернативного топлива (СПГ, водородное топливо, биотопливо, получаемое из ВИЭ).
В рамках снижения углеродной емкости транспортной отрасли ожидается использование ВИЭ, например, в виде солнечных панелей на кровлях и фасадах вокзалов, на автостоянках, на кровлях депо и др. зданий, на удаленных и изолированных объектах транспортной инфраструктуры.
Внедрение использования ВИЭ и технологий накопления энергии позволит экономить затраты на потребление от внешних сетей и уменьшить стоимость подключения к внешним электрическим сетям.
Октябрь 2021
Цель – достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики; выполнение задачи по сокращению в период с 2021 по 2050 год накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов, что будет способствовать удержанию прироста глобальной средней температуры

В стратегии заложены два сценария – инерционный и целевой (интенсивный). Во взятом за основу целевом сценарии в качестве ключевой задачи обозначено обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода.
Среди мероприятий по декарбонизации заявлено оказание мер поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий, в том числе: значительное увеличение генерации на основе ВИЭ при обеспечении необходимого уровня локализации производства оборудования на территории РФ.
В рамках целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов. К 2050 году их чистая эмиссия снизится на 60% от уровня 2019 и на 80% от уровня 1990 года. Дальнейшая реализация этого сценария позволит России
Цель – определение стратегических приоритетов Правительства РФ по достижению национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение, на ближайшие 10 лет.

Среди стратегических мероприятий отмечены, в том числе, мероприятия, направленные на развитие электроэнергетики:
  • Федеральный проект "Чистая энергетика"
- Проведение на ежегодной основе конкурсных отборов проектов ВИЭ
- Создание российской системы обращения сертификатов происхождения электроэнергии на ВИЭ и на низкоуглеродных генерирующих объектах
  • ФП "Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией"
- Создание механизма стимулирования модернизации объектов генерации в удаленных и изолированных энергорайонах, в том числе на основе ВИЭ
  • План мероприятий "Развитие водородной энергетики в РФ" на 2020-2024 гг.
- Развитие производства и потребления водорода, вхождение РФ в число мировых лидеров по его производству и экспорту
  • ФП "Чистый воздух": содействие переводу энергетики, транспорта и ЖКХ на экологически чистые технологии и виды топлива.
Сентябрь 2021
Цель – развитие инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития РФ в области зеленого финансирования и устойчивого развития.

Утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ, требования к системе верификации данных проектов. Утвержденные критерии включают в себя критерии зеленых проектов (предусматривающие, в частности создание и модернизацию объектов и инфраструктуры для энергии на ВИЭ и низкоуглеродных видах топлива и т.д.), а также критерии адаптационных проектов (в том числе, строительство, модернизация или замещение действующих энергообъектов, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности, снижение выбросов парниковых газов и (или) вредных веществ, позволяющее снизить негативное воздействие на окружающую среду и пр.).
Цель - старт отбора получателей субсидий из федерального бюджета – российских организаций – субъектов деятельности в сфере промышленности на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям.

В соответствии с Приказом Минпромторга России от 14 сентября 2021 г. № 3559 Департамент машиностроения для топливно-энергетического комплекса информирует о приеме заявок от организаций с 20 сентября по 20 октября 2021 г. на участие в отборе для получения субсидий из федерального бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям».
Дата начала приема заявок на участие в отборе: 20 сентября 2021 г.
Дата окончания приема заявок на участие в отборе: 20 октября 2021 г.
Срок проведения отбора: с 20 сентября по 2 ноября 2021 г.
Август 2021
Цель – раскрытие национального потенциала в области производства, применения и экспорта водорода, а также вхождение России в число стран – лидеров в этой отрасли.

Концепция определяет цели, задачи, стратегические инициативы на среднесрочный период до 2024 года, долгосрочный период до 2035 года, а также основные ориентиры на перспективу до 2050 года.
Основными возможностями для РФ, связанными с перспективным развитием водородной энергетики, являются, в частности:
  • диверсификация экспортных поставок энергоносителей и увеличение добавленной стоимости экспортируемых энергоресурсов;
  • развитие отечественных технологических компетенций с дальнейшим переходом к экспорту технологий и промышленной продукции;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду вследствие применения новых энергоносителей, расширения использования ВИЭ.
Предусматривается создание минимум трёх территориальных производственных кластеров: Северо-Западный, Восточный, Арктический. Перечислены приоритетные технологии, необходимые для развития отрасли. Потенциальные объемы экспорта водорода из РФ: до 0,2 млн т в 2024 году, 2–12 млн т в 2035 г. и 15–50 млн т в 2050 г. в зависимости от темпов развития
Июль 2021
Цель – определение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.

Определены ключевые направления государственной политики России по развитию инвестиционной деятельности и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, развитие направлений устойчивого развития.
Предусматриваются принципы, которым должны удовлетворять зеленые и адаптационные проекты. Приоритетные цели, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, включают в себя: сохранение, охрану или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и/или предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
Цель – скорректированы отдельные вопросы стимулирования использования ВИЭ на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности.

Внесены изменения в:
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172:
  • скорректирован порядок определения размера неустойки по ДПМ ВИЭ 2.0: объем предоставляемого обеспечения снижен с 30% до 22% от произведения предельной величины показателя эффективности объекта и планового годового объема производства электроэнергии в заявке;
- Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 № 449:
  • изменяется порядок определения объема электроэнергии для целей расчета подлежащей компенсации за счет платы за мощность части требуемой суммы средств;
  • вводится коэффициент, отражающий выполнение планового объема выработки электрической энергии, при расчете цены на мощность;
- Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 823, от 29.12.2011
№ 1178, от 04.05.2012 № 442 и от 17.02.2014 № 117:
  • уточняются правила определения параметров, касающихся объемов электроэнергии на основе ВИЭ, приобретаемой на розничных рынках.
Цель – создание условий для достижения национальных целей развития.

Отмечено, что достижение целей обеспечения экономической безопасности РФ осуществляется путем решения следующих задач, в том числе: развитие технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, развитие низкоуглеродной энергетики.
Обозначается, что развитие зеленой и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам – один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами.
Цель – создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов парниковых газов; установление правовых основ ограничения выбросов парниковых газов в России.

Меры по ограничению, предусмотренные законом, включают в себя:
- государственный учет выбросов парниковых газов;
- установление целевых показателей их сокращения;
- поддержку деятельности по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов.
Регулируемые организации будут ежегодно представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Отнесение к регулируемым организациям будет осуществляться на основании критериев, устанавливаемых Правительством РФ в отношении деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Целевой показатель сокращения выбросов для экономики России будет устанавливаться Правительством РФ в соответствии с указами Президента РФ и документами стратегического планирования. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в форме ведения реестра таких выбросов.
Июнь 2021
Цель – уточнение горизонта отбора проектов СЭС в рамках ДПМ ВИЭ 2.0.

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172. В Правилах оптового рынка начиная с 2021 года горизонт отбора проектов СЭС снижен с пяти до трех календарных лет, следующих за годом, в котором проводится отбор, и входящих в период с 2023 по 2035 год.
Цель – продление программы поддержки ВИЭ до 2035 года для дальнейшего технологического развития отрасли, увеличения доли ВИЭ и выхода на самоокупаемость к концу действия программы.

Скорректированы Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ до 2035 года. Актуализированы значения целевых показателей объёма производства и потребления электроэнергии на базе ВИЭ (к 2035 г. – 6 %), уточнены целевые показатели экспорта оборудования ВИЭ.
Определены базовые предельные величины годового объема поддержки использования ВИЭ с датами ввода в 2023–2035 годах, а также базовые предельные величины показателя эффективности (в ценах 2021 года). Общий объём господдержки проектов в сфере ВИЭ до 2035 года составит 360 млрд рублей.
Апрель 2021
Цель – уточнение вопросов стимулирования использования ВИЭ, направленных на усиление требований по локализации оборудования и формирование экспортного потенциала.

Внесены изменения в:
- Постановление Правительства РФ от 03.06.2008 № 426:

  • уточняются правила определения степени локализации по ГО ВИЭ:
  • вводится балльная система критериев; установлены перечни условий для определения вклада элементов и работ в степень локализации;
  • изложены категории квалификации ГО, функционирующих на основе ВИЭ
  • определен порядок расчета значения показателя экспорта: закрепляются целевые показатели экспорта; установлены перечни отдельных элементов продукции (работ, услуг) для расчета показателя экспорта (для ГО, планируемых к вводу в эксплуатацию на территории РФ после 31 декабря 2024 года).
- Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719:
  • скорректированы позиции, касающиеся требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ.
Март 2021
Цель – продление действия и совершенствование механизма поддержки ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности; введение новаций, направленных на отбор наиболее эффективных проектов.

Внесены изменения в:
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ключевые):

  • начиная с 2021 года отборы проектов по строительству СЭС, ВЭС и мГЭС (до 50 МВт) проводятся по критерию наименьшего показателя эффективности (одноставочной цены), отбор проводится в рамках предельной величины годового объема поддержки по каждой технологии;
  • возможность изменения установленной мощности (в пределах диапазона, определяемого по итогам ОПВ);
  • «ужесточение» требований по смене местонахождения (не позднее чем за 24 месяца до даты начала поставки мощности, при смене позднее чем за 60 месяцев – приоритет ограничения выработки таких объектов);
  • изменение требований по готовности и др.
- Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 № 449:
  • корректируется формула определения цены на мощность.
Цель – определение особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации; развитие рынка микрогенерации в России.

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442:
  • определяются особенности технологического присоединения (ТП) объектов микрогенерации, содержания заявки, сроков осуществления ТП, содержания технических условий на ТП; формы типового договора на ТП;
  • предусматривается, что ГП заключает договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с потребителем электрической энергии;
  • определяется механизм взаимозачета (сальдирования) объемов потребления из сети и выдачи выработанной электроэнергии в сеть.
Февраль 2021
Цель – учет объема средств бюджетной поддержки при расчете цены мощности.

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 № 449. В Правилах определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления, предусматривается необходимость направления поставщиком мощности информации о размере средств бюджетной поддержки или их отсутствии. Изменяется порядок расчета величины скорректированных сниженных удельных капитальных затрат.