новости

ДПМ ВИЭ по углеродному следу выигрывает партию у КОММОД

ДПМ ВИЭ по углеродному следу выигрывает партию у КОММОД
Эффективность программы ДПМ ВИЭ по снижению углеродного следа российской энергетической отрасли в удельных показателях кратно выше, чем у действующей программы модернизации тепловых электростанций (КОММОД). К такому выводу пришли эксперты VYGONConsultingв своем новом исследовании «Модернизация ТЭС: повышая пенсионный возраст». Более того, при определенных условиях и текущих параметрах КОММОД Россия может получить не снижение, а рост объемов выбросов парниковых газов уже в ближайшей перспективе.

КОММОД (конкурентный отбор проектов модернизации) – программа модернизации объектов тепловой генерации, запущенная в 2019 году. В рамках программы до 2031 года планируется привлечь около 1,9 трлн руб. инвестиций, на которые будут модернизированы газовые и угольные электростанции совокупной мощностью почти 43 ГВт как в двух ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности, так и вне этих зон.

Еще на этапе запуска программы участники рынка высказывались о том, что ее конфигурация обеспечит скорее реновацию с продлением технологического ресурса, нежели коренную модернизацию ТЭС, без существенного повышения КПД и сокращения «углеродного следа». Изучение в рамках проведенного исследования практических аспектов реализации КОММОД в значительной степени подтвердило предварительные прогнозы отраслевых экспертов, а также показало необходимость изменений в механизме программы. В частности, авторы исследования заостряют внимание на необходимости учета стоимости сокращения «углеродного следа» при выработке электроэнергии для участников программы, а также установления для них обязанности по комплексной модернизации энергооборудования.

«По нашим оценкам, к 2030 году в рамках КОММОД удастся добиться снижения выбросов в ценовых зонах оптового рынка на 2 грамма СО2 на киловатт– час, то есть менее чем на 1 % от  сегодняшних 343 граммов. В те же сроки и при равных условиях вклад программы ДПМ ВИЭ составит около 12 граммов СО2 на киловатт/час, то есть ее ожидаемая эффективность в части снижения углеродного следа российской электроэнергетики в 6 раз выше, чем у КОММОД», –  комментирует соавтор исследования, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев.

Причем, как считают авторы исследования, при сохранении параметров КОММОД, сегодняшнего объема мощностей атомной и гидрогенерации, а также прогнозируемом росте спроса на электроэнергию на уровне 0,5% в год, объем выбросов СО2 может не только не снизиться, а напротив – вырасти, поскольку около 80 % спроса будет удовлетворяться за счет роста выработки мощности объектами тепловой генерации. Если же ежегодный рост спроса составит 1,3%, а такой сценарий также прогнозируется, то вместо снижения удельных выбросов СО2 к 2030 году в ценовых зонах ОРЭМ придется столкнуться с увеличением их объема – до 373 граммов на киловатт– час, или на 9% к нынешнему уровню.

Подобное развитие событий как минимум расходится с целями Стратегии долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. А обеспечить выполнение этих целей, в первую очередь – по снижению углеродоемкости и росту энергоэффективности национальной экономики, возможно посредством ускоренного развития отрасли возобновляемой энергетики.

Распоряжением Правительства РФ № 1446– р от 1 июня 2021 г. установлен целевой показатель доли в энергобалансе страны, которую должна занять ВИЭ– генерация к 2035 году – не менее 6 %. Основным драйвером достижения этой цели является программа ДПМ ВИЭ, которая обеспечит лишь около половины от необходимого объема ввода мощностей.

«Без ускоренного развития ВИЭ генерации цели по снижению углеродоемкости и повышению энергоэффективности достичь невозможно.    Принятая программа ДПМ ВИЭ обеспечит не более 3%. И за счет каких инвестиций будет реализована другая половина целевого показателя –   еще предстоит определить», – комментирует Алексей Жихарев.
Стимулирующую роль в равной степени могут сыграть как совершенствование углеродного регулирования, так и прогнозируемое в ближайшие годы развитие водородной экономики.

С полной версией можно ознакомиться по ссылке