По словам члена Правления, заместителя Председателя Правления НП Совет рынка Олега Баркина, законопроект о зеленых сертификатах находится на рассмотрении в Правительстве, готовится к передаче в Государственную Думу, и есть «развилки и вариации в трактовке закона». Ожидается, что закон будет принят Госдумой осенью 2021 года, а запуск системы планируется в первом квартале 2022 года.
Система сертификатов происхождения электроэнергии будет запущена в отношении низкоуглеродной энергетики, к которой будут относится объекты генерации на основе использования ВИЭ, включая большие ГЭС, а также атомная генерация.
«Важно, что вся система, предлагаемая в законе, уже начиная с этапа квалификации, является добровольной. Обслуживание всех процедур системы сертификации будет осуществляться коммерческой инфраструктурой оптового рынка, – отмечает Олег Баркин. – Также важно упомянуть, что сертификат не относится к ценным бумагам».
Подтвердить факт потребления «чистой» энергии можно будет и с помощью других инструментов, прямых договоров и других доступных сертификатов. Так как законопроект описывает добровольную систему квалификации и сертификации, доказывать «чистоту энергии» можно будет любыми иными способами, принятыми в международной практике.
Зеленый сертификат будет содержать всю исчерпывающую информацию об источнике энергии – с указанием конкретного объекта и типа генерации, что позволит при обращении сертификата классифицировать его по разным видам, что полностью соответствует международным стандартам. Для учета сертификатов будет создан единый реестр, основная задача которого – отслеживать достоверность информации, уникальность каждого сертификата, а также переход прав и погашение таких сертификатов. Из всех инструментов, позволяющих удостоверять «чистоту» электроэнергии, – это наиболее удобный и гибкий инструмент. При этом «двойной счет» исключается.
Одно из важнейших направлений применения сертификатов – их использование для расчета косвенных энергетических выбросов. Объем приобретенной электроэнергии, «закрытый» погашенными сертификатами объектов ВИЭ и низкоуглеродных объектов, должен приниматься в расчет косвенных энергетических сборов с учетом нулевых коэффициентов эмиссии.
Как российская система обращения сертификатов будет соотноситься с механизмом отслеживания происхождения электроэнергии I-REC (The International REC Standard), в котором задействованы аккредитованные организации в 35 странах мира ? Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев предполагает, что в новой централизованной национальной системе порядок верификации будет жестче, чем в I-REC. При этом система должна исключить риски некорректного учета погашенных сертификатов и двойного счета.
«Если мы смотрим на сертификат как на инструмент реагирования на введение трансграничного углеродного налогу, то однозначно необходимо говорить о создании национальной системы и ее гармонизации с национальной системой регулирования выбросов, а также с правилами трансганичного углеродного регулирования, – считает Алексей Жихарев. – Долгожданная система зеленых сертификатов будет востребована на рынке. Необходимо объединить усилия с международными организациями в направлении создания эффективной конструкции».
По мнению участников круглого стола, важной задачей запуска системы обращения низкоуглеродных сертификатов является ее продвижение, а также обеспечение полноценного признания в Евросоюзе и во всем мире.