новости

PPA контракты набирают всё большую популярность

PPA контракты набирают всё большую популярность
Долгосрочный договор на покупку э/э ВИЭ (Power Purchasing Agreement) становится все более популярным инструментом для корпораций, взявших обязательства по снижению углеродного следа. В 2019 г. рост спроса составил 44%. Объем вновь заключенных в 2019 г. контрактов превысил 19.5 ГВт. Такие договоры могут становиться, в том числе, источником финансирования новых проектов, являясь по сути долгосрочным обеспечением исполнения обязательств для инвестора. Покупателями возобновляемой энергии в рамках таких договоров (~10% введенных в 2019 г. в мире мощностей ВИЭ) выступают уже более 100 корпораций из 23 стран. Объем инвестиций в такие проекты составил ~ $30 млрд.


Стоит отметить, что не только инновационные компании IT сектора используют PPA. Компании консервативного нефтегазового сектора также проявляют интерес к таким инструментам. В конце 2018 г. ExxonMobil стал пионером рынка среди нефтегазовых корпораций, подписав договор поставки энергии ВИЭ на 575 МВт. В 2019 г. тренд поддержали Chevron, Occidental Petroleum и Energy Transfer Partners. 

Учитывая смещение акцентов в сторону устойчивого развития в соответствии с целями Парижского соглашения все больше компаний берут на себя добровольные обязательства по снижению углеродного следа. Только для целей снижения выбросов СО2 компаний-участников инициативы RE100 на 50% (на конец 2019г. это 221 корпорация) к 2030 г. потребуется дополнительно 210ТВт*ч «зеленой» энергии в год, что эквивалентно инвестициям до $100 млрд. 

Виды PPA 

PPA не имеет стандартной формы и может отличаться в зависимости от правил функционирования локальных рынков (юрисдикций) на которых он заключен. Договор может быть реализован как в форме физического, так и синтетического (виртуального), финансового контракта. Виртуальные PPA – это договоры, по которым покупатель не приобретает права собственности на генерируемую э/э, но при этом предоставляет финансирование на строительство ВИЭ генерации. После ввода объекта в эксплуатацию генератор продает э/э на локальном рынке на коммерческой основе. В свою очередь, компания-покупатель получает право зачитывать выработанную э/э при выполнении своих экологических обязательств. Компания-генератор, таким образом, хеджирует свои риски. Если цена продажи э/э ниже цены, прописанной в контракте, тогда покупатель возмещает генератору разницу, но, когда цена на рынке выше, генератор возвращает покупателю полученную прибыль. 

Срок действия PPA, как правило, составляет 10 – 15 лет, но может достигать и 25 лет. PPA определяет все коммерческие условия продажи электроэнергии между кампанией – покупателем и компанией – генератором. В условиях указываются следующие параметры: начало коммерческой эксплуатации, график поставки энергии, штрафы за недоставку, условия оплаты и прекращения договора, также может быть прописан фактор сезонности выработки. В контракте фиксируется либо конкретная выработка э/э, которую компания купит (например – 4 млн. МВт*ч), либо обязательство компании купить всю электроэнергию, выработанную станцией определенной мощности. Когда проект реализуется с нуля, компания – генератор принимает решение - какой мощности строить станцию, чтобы выработать то количество энергии, учитывая переменный характер выработки, которое позволит выполнить контрактные обязательства. 

Процедуры заключения также отличаются. Например, Google использовала формат обратного открытого аукциона. Но также возможно заключать контракт напрямую с определенной компанией или использовать виртуальные площадки в качестве посредника. 

Если раньше большинство PPA имели физическую основу, то сейчас на американском рынке 82% всех PPA – виртуальные. 

В Европе, традиционно долгосрочные корпоративные контракты популярны в скандинавских странах – Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. На их долю приходится до 50% европейских PPA. Но в последнее время долгосрочные контракты также стали заключаться в Испании, Германии, Польше, Италии и Франции. На европейском рынке реализуются как физические, так и виртуальные PPA и, конечно, зеленые сертификаты, благодаря которым компании также выполняют свои обязательства по сокращению выбросов. 

Важно подчеркнуть, что PPA – это гибкий и удобный инструмент, выступающий одним из драйверов спроса. Когда у компаний нет возможности реализовать «зеленые» инициативы, это отражается на всей отрасли и приводит к искусственному замедлению прогресса энергоперехода. 

В России только начинает формироваться сегмент добровольного спроса на «зеленую» энергию. Компании, участники инициативы RE100, заинтересованы в заключении контрактов в России. Первые шаги в данном направлении были сделаны компаниями Unilever и AB InBev, заключившими соглашение с компанией Fortum. В ближайшем будущем с совершенствованием институциональной базы и введением системы зеленых сертификатов, добровольный спрос на э/э ВИЭ в России заметно увеличится т.к. у компаний появятся удобные инструменты выполнения добровольных экологических обязательств.


Источник BNEF