2019 © Все права защищены
Основные документы
В данном разделе представлены основные нормативные правовые акты законодательства Российской Федерации, касающиеся развития отрасли возобновляемой и водородной энергетики, а также углеродного регулирования.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определены перечень видов энергии, относящихся к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) в России, а также ключевые положения государственной системы управления развитием возобновляемой энергетики в России.

Федеральным законом предусмотрено использование механизма поддержки ВИЭ-генерации на оптовом рынке электроэнергии и мощности, заключающегося в проведении конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов ВИЭ и заключении в отношении отобранных проектов ДПМ ВИЭ. Основа механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках также заложена в ФЗ «Об электроэнергетике», где зафиксирована норма обязательной покупки в приоритетном порядке электрической энергии, выработанной генерирующими объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ, сетевыми организациями в целях компенсации потерь в электрических сетях.
#ОбщиеПравила #ОРЭМ #РРЭ #Микрогенерация
Распоряжение определяет основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года. Основные направления содержат целевые показатели объема производства электрической энергии с использованием ВИЭ и ее потребления в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии. Правительством РФ установлены следующие целевые показатели доли ВИЭ: 2024 год – 4,5%, 2035 год – не менее 6%.

Для достижения установленных целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, вырабатываемой на основе использования ВИЭ, предусматривается реализовывать политику стимулирования использования возобновляемых источников энергии в сфере электроэнергетики.
#ОРЭМ #РРЭ
Постановлением Правительства определен порядок проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству объектов ВИЭ-генерации, порядок продажи мощности по договорам о предоставлении мощности квалифицированных объектов ВИЭ – ДПМ ВИЭ, требования к функционированию объектов ВИЭ на оптовом рынке.

С 2013 года на оптовом рынке электрической энергии и мощности функционирует механизм стимулирования инвестиций в ВИЭ-генерацию посредством оплаты мощности таких объектов. Инвесторам предоставляется право на заключение договоров о предоставлении мощности (ДПМ ВИЭ), гарантирующее в течение 15 лет оплату установленной мощности дополнительно к выручке, получаемой за счет продажи электрической энергии по свободным ценам на рынке на сутки вперед, что обеспечивает возврат инвестированного капитала и норму доходности 12%.
#ОбщиеПравила #ОРЭМ
Постановление Правительства определяет механизм поддержки объектов ВИЭ в рамках оптового рынка – посредством продажи мощности квалифицированных объектов ВИЭ, правила определения цены на мощность объектов ВИЭ.

Заключение ДПМ ВИЭ устанавливает обязательство инвестора по строительству электростанции согласно указанной в заявке мощности и сроку ввода. Плата за мощность рассчитывается в том числе исходя из заявленных на конкурсный отбор показателей уровня капитальных затрат на строительство генерирующего объекта (с 2021 года – заявленного показателя эффективности). За нарушение обязательств по поставке мощности (в срок, установленный ДПМ ВИЭ) и невыполнение требований по достижению минимального коэффициента использования установленной мощности к инвестору применяются штрафные санкции. Одним из ключевых критериев для получения полной оплаты мощности с соответствующей нормой доходности является выполнение целевых показателей степени локализации производства элементов основного и вспомогательного оборудования генерирующего объекта ВИЭ.
#ОРЭМ
Постановление Правительства устанавливает критерии и порядок квалификации объектов ВИЭ-генерации, определяет порядок установления соответствия объектов ВИЭ целевым показателям степени локализации на территории РФ производства основного и/или вспомогательного генерирующего оборудования. Данные функции выполняют Совет рынка в части удостоверения соответствия введенного генерирующего объекта ВИЭ и Минпромторг России в части локализации.
#ОРЭМ #РРЭ
Постановление Правительства устанавливает требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Для целей определения вклада отдельных элементов оборудования в степень локализации по генерирующему объекту ВИЭ в рамках постановления Правительства РФ от 3 июня 2008 г. N 426 при производстве отдельных элементов оборудования (оборудования в сборе), должны выполняться операции, которые в соответствии с требованиями, указанными в приложениях к данному Постановлению, оцениваются определенным количеством баллов.
#ОРЭМ
Постановление Правительства определяет Правила ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, а также предоставления и раскрытия информации, содержащейся в данном реестре.
#ОРЭМ #РРЭ
Постановление Правительства определяет Правила технологического функционирования ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы, общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления в электроэнергетике и др.
#ОбщиеПравила
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 47 определен порядок реализации механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, а также в территориально изолированных энергорайонах: первоочередная покупка сетевыми организациями (в изолированных энергосистемах – гарантирующим поставщиком, при сохранении надежности энергоснабжения) электрической энергии, произведенной квалифицированными генерирующими объектами ВИЭ по долгосрочным тарифам.

Постановлением № 1298 от 29.08.2020 г. Правительство РФ усовершенствовало механизм поддержки проектов возобновляемой энергетики на розничных рынках и ввело единый подход к вопросам отбора и реализации проектов по строительству ВИЭ-генерации на розничных рынках. В рамках ежегодных технологически нейтральных конкурсных отборов, организуемых органами власти субъектов Российской Федерации, конкурируют проекты на основе солнечной, ветровой генерации, малой гидрогенерации, биомассы, биогаза и свалочного газа мощностью от 300 кВт до 25 МВт. В 2022 году действие механизма поддержки ВИЭ на розничных рынках было продлено до 2035 года, что должно способствовать дальнейшему развитию сектора.
#РРЭ
Согласно Постановлению Правительства в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках входят, в том числе: цены (тарифы) или предельные уровни цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочные цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, отобранных по результатам отборов проектов, и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях на основании долгосрочных параметров регулирования, определенных в Постановлении.
#ОбщиеПравила #РРЭ
Постановлением Правительства утверждены правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики (СиПР), а также порядок включения в СиПР проектов строительства генерирующих объектов ВИЭ, отобранных на конкурсных отборах на розничных рынках электроэнергии. По факту проведения конкурсных отборов проектов по строительству объектов ВИЭ-генерации, объекты, по которым в заявках были указаны минимальные значения цены на электроэнергию, получают право включения генерирующего объекта ВИЭ в СиПР региона, на основе чего орган регулирования устанавливает для такого объекта тариф для последующей продажи электрической энергии сетевой компании.
#РРЭ
Приказом утверждены Методические указания, предназначенные для использования органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, а также производителями электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, для расчета долгосрочных цен (тарифов) и (или) предельных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также для расчета долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных объектах ВИЭ, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и ТИТЭС. Расчет долгосрочных цен (тарифов) в разных случаях рассчитывается методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или методом экономически обоснованных расходов (затрат).
#РРЭ
Правила, утвержденные настоящим Постановлением, определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, функционирующих на основе ВИЭ, к электрическим сетям; регламентируют процедуру технологического присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении техприсоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и др.
#Микрогенерация
Постановление Правительства регламентирует правила и порядок работы объектов микрогенерации, их взаимодействие с сетевыми и энергосбытовыми компаниями. Цель – определение особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации; развитие рынка микрогенерации в России.

Настоящим документом внесены следующие изменения в Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442: определяются особенности технологического присоединения (ТП) объектов микрогенерации, содержания заявки, сроков осуществления ТП, содержания технических условий на ТП; формы типового договора на ТП; определяется механизм взаимозачета (сальдирования) объемов потребления из сети и выдачи выработанной электроэнергии в сеть и др.
#Микрогенерация
Настоящим распоряжением утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. К технологиям, которым отводится особенная роль в низкоуглеродном развитии, относятся водородные энергетические технологии. Документом зафиксированы первые цели и задачи по развитию производства и потребления, экспорта водорода из России и вхождению РФ в число мировых лидеров в этой отрасли. Согласно Энергостратегии, водород, используемый сегодня в основном в химической и нефтехимической промышленностях, в перспективе способен стать новым универсальным энергоносителем и сформировать «водородную экономику».
#Водород
Настоящим распоряжением утверждена «дорожная карта» развития водородной энергетики до 2024 года, в которой приводится комплекс мероприятий, направленных на успешную реализацию проектов в области водородной энергетики в России, поддержку НИОКР, а также на совершенствование нормативно-правового регулирования и соответствующих механизмов государственного стимулирования.
#Водород
Настоящим распоряжением утверждена «дорожная карта» развития водородной энергетики до 2024 года, в которой приводится комплекс мероприятий, направленных на успешную реализацию проектов в области водородной энергетики в России, поддержку НИОКР, а также на совершенствование нормативно-правового регулирования и соответствующих механизмов государственного стимулирования.
#Водород
Настоящим распоряжением Правительство утвердило Концепцию развития водородной энергетики в России. Цель – раскрытие национального потенциала в области производства, применения и экспорта водорода, а также вхождение России в число стран – лидеров в этой отрасли. Совместно с «дорожной картой» эти два документа определяют цели и задачи развития новой индустрии на различных горизонтах планирования. В числе стратегических инициатив Концепции выделены: запуск пилотных проектов по производству низкоуглеродного водорода, создание консорциумов по производству оборудования и комплектующих, а также формирование инфраструктуры для хранения и транспортировки энергоносителя. Помимо этого, отмечается необходимость создания водородных и промышленных кластеров, развитие возобновляемых и иных низкоуглеродных источников энергии для производства водорода.
#Водород
Настоящим Указом Правительству РФ поставлены следующие задачи: обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации; разработать с учетом особенностей отраслей экономики Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и утвердить ее; обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов, а также по увеличению поглощения таких газов.
#СокращениеВыбросов
Федеральный закон создает принципиально новый механизм регулирования экономики. Данный закон направлен на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов парниковых газов (ПГ) и предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. Для предприятий, которые являются крупнейшими эмитентами выбросов ПГ, вводится обязательная углеродная отчетность. Сбор и обобщение этой отчетности будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. На первом этапе до 2024 года углеродную отчетность обязаны представлять крупные эмитенты (более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год). Остальные организации вправе представлять углеродную отчетность на добровольной основе. С 2024 года отчетность должны будут подавать предприятия, ежегодные выбросы которых выше 50 тыс. тонн углекислого газа. Таким образом, будет создана информационная основа для управления выбросами ПГ в экономике и ее отраслях.
#СокращениеВыбросов
Настоящим распоряжением Правительства определены ключевые направления государственной политики России по развитию инвестиционной деятельности и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, развитие направлений устойчивого развития. Цель – определение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации. Предусматриваются принципы, которым должны удовлетворять зеленые и адаптационные проекты. Приоритетные цели, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, включают в себя: сохранение, охрану или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и/или предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
#СокращениеВыбросов
Постановлением утверждены критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ, требования к системе верификации данных проектов. Утвержденные критерии включают в себя критерии зеленых проектов (предусматривающие, в частности создание и модернизацию объектов и инфраструктуры для энергии на ВИЭ и низкоуглеродных видах топлива и т.д.), а также критерии адаптационных проектов (в том числе, строительство, модернизация или замещение действующих энергообъектов, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности, снижение выбросов парниковых газов и (или) вредных веществ, позволяющее снизить негативное воздействие на окружающую среду и пр.). Цель – развитие инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития РФ в области зеленого финансирования и устойчивого развития.
#СокращениеВыбросов
Настоящим распоряжением утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Цель – достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики; выполнение задачи по сокращению в период с 2021 по 2050 год накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов, что будет способствовать удержанию прироста глобальной средней температуры. В стратегии заложены два сценария – инерционный и целевой (интенсивный). Во взятом за основу целевом сценарии в качестве ключевой задачи обозначено обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода. Среди мероприятий по декарбонизации заявлено стимулирование низко- и безуглеродных технологий, в том числе: значительное увеличение генерации на основе ВИЭ при обеспечении необходимого уровня локализации производства оборудования на территории РФ. В рамках целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов. К 2050 году их чистая эмиссия снизится на 60% от уровня 2019 и на 80% от уровня 1990 года. Дальнейшая реализация этого сценария позволит России достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Данный документов также является одним из стимулирующих развитие водородной энергетики в России. Для реализации целевого сценария Стратегии предусматривается создание комплексов по производству низкоуглеродного водорода, создание экспортного сектора для выхода на международный рынок, наращивание доли водорода в экспортируемой продукции.
#СокращениеВыбросов #Водород
В соответствии с настоящим Федеральным законом на территории определенных субъектов РФ проводится эксперимент, цель которого – достижение углеродной нейтральности: на территории Сахалинской области – до 31 декабря 2025 года; на территориях иных субъектов РФ – в сроки, установленные путем внесения изменений в ФЗ. В числе задач эксперимента: стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения; формирование системы независимой верификации; создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты. Документом определены методы учета и инструменты регулирования выбросов и поглощения парниковых газов, которые будут использоваться в рамках эксперимента: в частности, квотирование выбросов парниковых газов, обязательное предоставление углеродной отчетности и ее верификация.
#СокращениеВыбросов
Постановлением определяется порядок верификации результатов реализации климатических проектов для выпуска в обращение углеродных единиц, полученных в результате их реализации. Предметом верификации является проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении их поглощения в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта. Основанием для осуществления верификации является договор на проведение верификации, заключенный между органом по верификации и исполнителем климатического проекта или иным лицом. В случае получения положительного заключения исполнитель климатического проекта вправе инициировать выпуск в обращение углеродных единиц.
#СокращениеВыбросов
Постановлением установлено, что с 1 сентября 2022 года создание и ведение реестра углеродных единиц в РФ будет осуществляться в соответствии с установленными Правительством правилами. Определено, что реестр является информационной системой, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними. Правилами определен порядок проведения операций с углеродными единицами в указанном реестре. Такие операции проводятся оператором после заключения соответствующего договора.
#СокращениеВыбросов
Цель Приказа – определение порядка отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам и порядка представления отчета о реализации климатического проекта. Установлено, что предметом процедуры отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам (валидация проекта) являются сведения о проекте, планируемом (реализуемом) юридическим лицом, ИП или физическим лицом. Валидация проекта проводится на основании договора, заключенного между органом по валидации и исполнителем проекта. После выдачи органом по валидации отчета с положительным заключением о валидации проекта исполнитель климатического проекта вправе инициировать включение сведений о планируемом (реализуемом) им климатическом проекте в реестр углеродных единиц.
#СокращениеВыбросов